Чип-тюнинг: что это такое?

Чип-тюнингом называют любое вмешательство в систему управление ЭБУ автомобиля. Целями этого вмешательства являются улучшения каких-либо отдельных параметров работы системы, зачастую это улучшение динамики разгона и увеличение крутящего момента.
Современный двигатель спроектирован с учетом множества взаимно противоречивых требований, с одной стороны это ужесточающиеся с каждым годом нормы токсичности и умеренное потребление топлива, с другой стороны, высокий и равномерный во всем диапазоне оборотов крутящий момент.
Задачей профессионального чип-тюнинга является некоторое смещение этого баланса в ту или иную сторону. Современные требования к мастеру-тюнеру достаточно высоки: он должен обладать хорошими знаниями теории ДВС, представлять себе базовые алгоритмы работы ЭСУД, уметь находить и устранять неисправности, которые часто выявляются в ходе первичной диагностики перед вмешательством в систему управления автомобилем. То есть, перед чип-тюнингом обязательна должна производиться полноценная диагностика для выявления неисправностей, которые нужно устранить до тюнинга автомобиля. А также выявления недостатков в управлении ДВС, которые можно устранить только благодаря индивидуальной настройки параметров под конкретную систему управления и стиля вождения автомобиля.
Ярким примером недостатков в системе управления есть факт включения вентилятора охлаждения двигателя на МП-7.0-контроллерах на 107.25°С! (Оптимальная температура работы Вазовского двигателя — 96-98°С). Повышая температуру двигателя, производитель попытался снизить токсичность выхлопа, — в перегретом моторе лучше сгорает бензин. Это единственно возможный вариант согласовать параметры ВАЗовского мотора с очень жесткими европейскими требованиями по токсичности выхлопа. НО чем выше температура мотора, тем сильнее проявляются детонационные процессы, при сгорании топлива — в результате чего компьютер значительно снижает угол опережения зажигания, что приводит к падению коэффициента полезного действия двигателя, а следовательно, повышению расхода топлива и уменьшению мощности двигателя.
Могу упомянуть многострадальных клиентов, борющихся с системой охлаждения: при выключении двигателя на 107°С температура блока двигателя составляет 125-130°С, при отсутствии циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения наступает локальный перегрев тосола и его закипанию, давление повышается, ограничительный клапан на расширительно бачке открывается, выпуская «лишний» тосол под колеса автомобиля. Как результат — постоянный перегрев мотора, дальнейшие комментарии излишни.
Популярные в давние времена методы «улучшения» динамики методом исключения из системы лямбда-зонда или сильного обогащения топливо-воздушной смеси уходят в прошлое, вместо этого все чаще применяется индивидуальное калибрование под конкретный экземпляр двигателя. Грамотная настройка дает ощутимую прибавку крутящего момента в зоне низких-средних оборотов, расход топлива при этом может даже немного снизиться (в условиях спокойного стиля езды, за счет оптимизации угла опережения зажигания).
Другим направлением чип-тюнинга является настройка нестандартных двигателей разной степени доводки, включая подготовку автомобилей для соревнований. Популярный в последнее время «железный» тюнинг немыслим без изменения прошивки. В случае незначительных «железных» доработок ограничиваются простым калиброванием базовой серийной прошивки, в случаях глубокой доработки двигателя требуется переход на специальные версии прошивок.
Еще одним примером необходимости чип-тюнинга является установка на автомобиль газобаллонного оборудования. Работа на другом виде топлива требует обязательной коррекции УОЗ, отключения форсунок, создания двухрежимной прошивки и других работ, объединяемых общим термином «чип-тюнинг».
Существует множество заводских прошивок , которые били признаны, как дефектные, они вызывали определенные проблемы в управлении автомобиля. Перечень таких прошивок и их дефектов можно найти на сайтах по чип-тюнингу.
В качестве яркого примера можно привести проблемы с холостым ходом в автомобилях Сенс. Проблема заключается в неправильном параметре в прошивке который отвечает за выход из режима холостого хода, он но 40 процентов меньше по сравнению параметром прошивок в автомобилях ВАЗ. Другим примеров являться пошивки где температура включения вентилятора системы охлаждения находиться в приделах 103-107 гр. при норме 98-99 гр.(автомобили ВАЗ). Подобных примеров множество…

Комментарии закрыты


 
***